«Метаобъект»
Определение понятия «Метаобъект» в изобразительном искусстве.
Если понятие «объект» обозначает, в большей степени, фактическое, физическое присутствие, вещь, как таковую, с чётким определением признаков и свойств, то «метаобъект» — это личная интерпретация этого объекта, то, как мы его видим и воспринимаем. Любой объект, в глазах наблюдателя, превращается в субъективный «метаобъект». Но если в повседневной жизни мы стремимся унифицировать восприятие объектов для однозначного и корректного прочтения, то в искусстве феномен возникновения «метаобъекта» становится ключевым фактором восприятия. Объект искусства призван провоцировать и запускать процесс моделирования «метаобъекта» в сознании наблюдателя. Это свойство создаёт иммерсивный характер взаимодействия предмета искусства и зрителя. Зритель становится интерпретатором и соучастником арт процесса. Арт-объект без зрителя пребывает в бездействии, он не активирован. И только присутствие зрителя запускает арт-действо. Отсюда следует вывод, что объект искусства, сам по себе, является лишь предпосылкой для той мистерии рождения «метаобъекта», которая возникает при взаимодействии с наблюдателем. В каком-то смысле это процесс оплодотворения и рождения новой жизни, новой мыслеформы, при наложении уникального паттерна восприятия субъекта на уникальный геном произведения искусства. И если продолжать эту аналогию, то можно заметить, что при таком взаимодействии, рождённый образ несёт новую информацию об обоих участниках. Мы узнаём что-то новое и о произведении и о самом зрителе.
В итоге, собирая разнородные мнения о произведении, мы наблюдаем не только, и не столько определения самого произведения, сколько определения свойств личностей реципиентов и их субъективных моделей восприятия. Это можно было бы сказать о любом взаимодействии объекта и наблюдателя, но в случае с произведением искусства, оно создано ради этого контакта, ради того чтобы донести послание, ради того чтобы стать метаобъектом.
С точки зрения стратегии создания произведения искусства, можно выделить три направленности. Первая, трансляционная – стремление к однозначному прочтению посыла автора, с целью целостного донесения его до зрителя. Вторая, инспирационная – не декларирующая, но, подспудно, подталкивающая к определённым выводам. И провокационная — умышленное режиссирование разночтения, с целью самораскрытия зрителя в попытке прочтения произведения. И то и другое и третье, является осознанной, программной установкой автора, для достижения той или иной цели. Донесение идеи, провоцирование эмоции, формирование образа или впечатления.
Само осознание существования «метаобъекта», как ментальной и витальной проекции объекта, меняет отношение, как к созданию произведению искусства, так и к его восприятию. Всё становится на свои места, развеивается туманность и мифологизация, возникает чёткое понимания медиативных принципов искусства, его смысла и задач.
Следуя этой логике, мы приходим к выводу, что нас не интересуют объекты, как таковые, мы вообще не способны их видеть. Наша жизнь наполнена метаобъектами, то есть нашим восприятием и отношением к объекту. Именно метаобъекты формируют нашу субъективную реальность, входят во взаимодействие с нами, и вообще, видимы нами. Это та территория, тот мир, который единственно реальный для нас.
© Сергей Соболев