Искусство входит в моду.
Искусство снова входит в моду. Но это не маркетинговый ход, это жизненная необходимость, единственно возможный путь выживания. Искусство, как стиль жизни, образ мышления, среда обитания. Без него, без его атмосферности, всё теряет смысл. Приставка «АРТ» добавляет вкуса в пресную повседневность. Но, что это за специи и какой у них вкус, остаётся неизвестно до последнего момента. Мы не можем дать описание и спрогнозировать его, и в этом его ценность. Именно поэтому мы не можем говорить, какое должно быть искусство, кроме того, что оно, всегда, удивительно и непредсказуемо. И оно всё больше наполняет нашу жизнь впечатлениями, выходит на улицу, проникает в бизнес, заполняет досуг, становится связующей темой в отношениях, преобразует быт, ведь оно и есть признак присутствия жизни.
Пустынное, необжитое, унылое и однообразное пространство эмоций. Да такая картина предстает, когда человек останавливает бег, избавляется от шума, выныривает, из суеты забот и дел. Где он окажется, чем наполнит возникшую, пустоту. Именно это неосвоенное пространство, отведено искусству. Область бесконечного разнообразия эмоций и чувств, их корреляций и оттенков. Здесь нет привычных правил, здесь как во сне, как в параллельном мире, который наполнен совсем другим содержанием, другого качества, другой природы. Искусство — это медиум, это вид коммуникации между людьми и между разными мирами. Оно объединяет и связывает, по каким-то другим принципам, по другой логике, казалось бы, несовместимое и несвязуемое. Роль искусства обжить, оживить, наполнить витальное пространство жителями, образами, инфраструктурой, стать гидом, проводником в мир непознанного.
Даже если принять, что вопросы жизнеобеспечения и физического выживания стоят на первом месте в системе приоритетов, то очевидно, что в наше время, хотя бы в минимальной форме, они решены у большинства жителей планеты. Дальше мы наблюдаем разные степени излишества потребления, цель которых достижение психологического комфорта, через удволетворение и насыщение. Однако, при таком подходе, в этой гонке потребления, в этой перманентной олимпиаде бесконечных соревнований, в этом театре социального самоутверждения, комфорт практически не достижим. Переориентирование интереса в область искусства, в пространство чувств, эмоций, размышлений, тонких ощущений и впечатлений, которые никак не связаны с удовлетворением собственнических инстинктов — это универсальный и вседоступный путь достижения внутреннего комфорта. Это путь личностного развития, новый уровень мышления и существования. Будущее людей, либо обречено на гибель, при сохранении нынешней примитивной модели жизнеустройства, либо на переход на новы уровень сознания, где понимание искусства играет определяющую роль. Понимание искусства определяет уровень развития, признак новой расы, новой цивилизации, несущей другие ценности и говорящей на другом языке. В этом пространстве не может возникнуть пресыщенность, не может потеряться смысл, остыть интерес, с каждым шагом оно растёт, становится наполненее и многообразнее, обостряется острота восприятия и проницательность.
В наше время, человек, не понимающий роль искусства, не чувствующий это пространство, его вопросы, задачи, энергии, его содержательность, демонстрирует свою примитивность и недоразвитость. И эта наглядная примитивность несопоставима ни с чем. Она говорит об отсутствии чувствительности, и способности осознания вездесущего присутствия чувственного мира. Мы не можем это сказать ни о животных, ни о растениях и даже о камнях, но можем с уверенность сказать о людях, которые не воспринимают искусство. И таких людей достаточно много. Многие из них не признаются в этом, но по их выбору, по их реакциям видно, что они совершенно не ориентируются, ничего не чувствуют и не понимают. Это не какой-то неизлечимый диагноз, это вопрос неосведомлённости и не натренированности чувственного аппарата. Об этом не говорят и не учат, и поэтому многие не смогли сами догадаться, открыть в себе эту способность, пробудить её и осознать в каком мире мы живём и какой незримой материей всё в нём связано. Эти люди выглядят очень нелепо со стороны. Им кажется, что они всё знают, хотя они ходят с завязанными глазами, и больше похожи на заводные машинки или персонажей какого-то глобального механического театра. Их мысли и реакции предсказуемы, они не несут тайны, не способны удивить. Ведь единственный способ жить не по прописанным сценариям, это следовать интуиции плыть в потоке тонких материй, как серфингист, ловить волну настоящего момента и нестись по ней переполняясь восхищением.
Погружение в арт-мир подобно дайвингу. Здесь и завораживающая красота, и опасности, и крайне полезное и токсичное. Арт-рынок это огромная куча мусора вперемешку с драгоценностями. Никто не должен говорить, где искусство, а где симуляция. Человек, зритель должен понять и почувствовать это сам. Иначе в этом нет никакого смысла. И это очень просто. Наполняет ли оно, даёт ли что-то другого качества, другой природы, становится ли откровением, открытием, или наоборот опустошает, портит настроение, отнимает силы, или просто не даёт ничего. Есть скоропортящиеся продукты, а есть те что со временем становятся только ценней, есть срезанные цветы, а есть семена, вырастающие в дерево, есть красочные обманки, а есть неприметные порталы в другие миры. Как отличить конфету от пустого фантика или мусора завёрнутого в фантик. Для этого нужна проницательность, которую можно развивать и которая всегда пригодится в жизни в принятии решений, в понимании мира, его подводных течений и скрытых механизмов. Если Вы не видите разницы, то Вам конечно предложат мусор, и это будет вполне логично. Никакой искусствовед и уж тем более арт-менеджер, не сможет быть поводырём в мир искусства. Он может лишь подтолкнуть к самообучению, показать первые шаги.
В мире столько случаев суицида, столько людей запускают в свою жизнь программу саморазрушения. Это симптом несоответствия ожиданий, причина которому неправильное восприятие жизни. Алкоголизм, наркомания, и даже экстремальный спорт, всё это бегство от неправильно понятой реальности, желание восполнить недостающее, обрести эмоции и впечатления которых не хватает в повседневной жизни, или наоборот, попытка убежать от неё, выключиться, забыться. Другие напротив стараются стать сильнее, очерстветь, убить в себе живое, стать машиной, чтобы пройти свой путь без страданий, сомнений, поместив себя в капсулу, защищающую от жизни, как таковой. Детей учат быть сильными, закаляться, чтобы стать взрослыми, чтобы прожить . Это чудовищное заблуждение. Закалка — это потеря чувствительности, это бегство от жизни, трусливое бегство от того, что и является смыслом жизни. Жить значит чувствовать. Чувствовать остро, чутко, объёмно, глубоко, всем своим существом.
Искусство, как определение, как пространство, как форма существования, это та среда, которая максимально приближена к настоящей жизни, огромной и наполненной непознанным. И в отличии от каких-либо краткосрочных и губительных стимуляторов, эта среда питающая, развивающая и растущая в кубической прогрессии с каждым новым шагом погружения в неё.
Люди ближайшего будущего будут жить лишь искусством, и это единственное, что будет отличать их от роботов.
Сергей Соболев